Расписание занятий в Семейном Творческом Центре « МУЗИЗОН» на 2012-2013 учебный год

День недели

вт

ср

пт

сб

 

 

17-18

ИЗО-Дизайн

(8-10 лет)

18-19

Мюзикл+актерское мастерство

(5-15 лет)

18.30-19.30

МУЗыка+АНГЛИЙСКИЙ

(4-5 ЛЕТ)

12.40-13.40

Семейная студия

( дизайн для всей семьи)

 

 

18-19

МУЗыка+ИЗО

(4-5 лет)

19-20

МУЗыка+ИЗО

(6-8 ЛЕТ)

19.30-20.30

МУЗыка+АНГЛИЙСКИЙ

(6-8 ЛЕТ)

13.50-15.00

Арт-терапия

(подростки и взрослые)

 

 

 

 

 

 

 

 

Новости

01 октября 2010

1 сентября 2010

открытие студии " МУЗИЗОН"

21 октября 2010

ПРОДОЛЖАЕМ РАБОТАТЬ

И ВЕСЬМА УСПЕШНО

20 декабря 2012

аукцион детских рисунков "Эра милосердия"

В Великом Новгороде впервые прошел благотворительный аукцион детских рисунков- совместное мероприятие СТЦ" …

ПРОГРАММА

МУЗЫКАЛЬНО- ХУДОЖЕСТВЕННОЙ СТУДИИ

" МУЗИЗОН"

ПЕРЕД ВАМИ  НАША ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОГРАММА, изменяемая- дополняемая-улучшаемая в процессе работы!

Мы работали по ней по ней с 1 сентября 2010 года, затем решили какие-то темы подкорректировать, какие-то возможно переставить, облегчить или усложнить в соответствии с возрастом наших детей, что-то дополнить!

Если у ВАС будут какие-то пожелания или предложения-

МЫ БУДЕМ РАДЫ к ним прислушаться!

 

 

Экспериментальная программа

художественно-музыкальной студии

«МУЗИЗОН»

 

 

Возраст обучающихся:  4-7 лет

Срок реализации программы 3 года

Авторы программы:

педагог по музыки Мазина Ирина Борисовна

педагог по ИЗО Баранова Мария Владимировна

 

 

 

Великий Новгород

2010

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа «МУЗИЗОН» является экспериментальной программой. Авторы: педагог по музыки Мазина Ирина Борисовна, педагог по ИЗО Баранова Мария Владимировна.

Это занятия по живописи, лепке, художественному дизайну и музыке одновременно двумя педагогами .Художественное творчество — это не только удовольствие для детей, но и полезная деятельность, так как развивает мелкую моторику и интеллектуальные способности детей.

 

Цель программы: развивать при помощи ИЗО музыкальные способности, а при помощи МУЗЫКИ- художественные способности  детей.

Задачи программы: - объединить понятия цвета и звука, тонов и оттенков в музыке и ИЗО

- изучение нотной грамоты при помощи цветоведения

- объединить понятия музыкального ритма и художественного орнамента

- введение понятия стиля в музыке и изобразительных искусствах

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения (4-5лет)

(104часа в год, 34 недели по 4 часа)

                     Тема

Кол-во

часов

      материалы

                     пояснения

1

2

 

 

3

 

4

 

 

5

 

 

6

7

 

8

 

9

 

10

 

 

 

11

 

 

12

 

 

13

 

 

14

 

15


 

16

17

 

 

18

 

19

 

 

20

 

21

 

22

 

23

 

 

24

 

 

 

25

 

26

 

 

27

 

 

 

 

 

28

 

 

 

29

 

 

30

 

 

 

 

 

 

 

31

 

32

 

 

33

 

34

35

 

 

 

36

 

37

 

 

38

 

39

 

 

40

 

41

 

 

42

 

 

 

43

44

 

45

 

46

 

 

 

47

 

 

48

49

 

 

50

 

51

 

 

 

52

 

53

 

54

55

 

56

 

 

57

 

58

 

 

 

59

60

 

61

 

62

 

63

 

64

 

 

 

65

 

66

67

 

68

 

 

69

70

71

72

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Радуга . 7 цветов и 7 нот.

Цветик-семицветик.

 

Волшебные краски кленового листа.

Листопад. Ковёр из опавших листьев. монотипия

 

Волшебные узоры. Примакивание – след

 

Моя любимая игрушка.

Одежда для любимой игрушки.

Золотая рыбка. Бумагопластика.

Волшебство Подводного мира.

 

Сказка про  Улитку и Гусеницу.

 

 

Орнамент и ритм.

 

 

В гостях у обезьянки Анфисы. Стиль. Сервиз.

 

Одень принцессу и принца

 

 

Витраж «Бабочка». ЭСКИЗ  и контур

Витраж «Бабочка». Окончание работы

 

Сказочный лес. Осень. Пейзаж.

Как у наших у ворот чудо-дерево растет! Коллаж

 

Страна моих мечтаний


Комната клоуна.

 

Моя мама.

 

Сказки про краски- в стране Снежной королевы.

Сказки про краски- в жаркой стране.

 

Лукоморье. Герои сказок Пушкина

 

Театр осьминожек.

 

 

 

Жар-птица-царица.


 

Папа может все, что угодно.

 

Роспись вазы для мамочки.

 

 

 

 

Новые приключения колобка.

 

 

Мир любви и романтики- валентинка.

 

Синяя птица счастья. Гжель.

 

Красавица-зима.

Что нам стоит дом построить!

 

 

Мой двор. Бумагопластика.

 

Фонтан, фонарь, флюгер

 

Зимние деревья.

 

 

Путешествие в музыкальную страну на воздушном шаре

 

Супермегаавтолет!

Мой друг- скрипичный ключ.

 

Музыкальная табакерка.

 

Большое радостное солнце!

Волшебные вещи

 

 

Мир добра и зла в сказках

 

Зажги костер!

 

 

Волшебные узоры на ткани

 


Театр теней – СИЛУЭТ

 

Пасхальная композиция

 

Тарелочка для мамы

 

 


Весенний день. Шум птиц.

 

Каравай

Фантастический зверь

 

Выставка собак.

 

Животные и их детеныши

 

 

Весна-красна! Бегут ручьи…

 

Весенняя ветка

 

Веселое облако- грустная тучка

Как живут деревья?

 

Петушок-золотой гребешок. Аппликация.

Ветка сакуры. Тушь по цветному фону.

 

Во что одеваются нотки?

 

 

Матрешка.

 

У мамы на кухне.

Праздничный салют над городом – День победы!

Весенний букет.

 

 

Цветы и бабочки

 

Здравствуй, лето!

2

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

2

2

 

2

 

2

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

4





 

4

 

4

 

 

2

 

 

2

2

 

2

 

2

 

4

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

2

 

 

2

 

2

2

 

 

 

2

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

 

2

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

2

 

 

4

 

 

2

 

2

 

 

 

 

2

 

2

2

 

 

4

 

2

 

 

2

 

2

 

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

 

 

2

 

2

2

 

2

 

 

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Акварель

 

Гуашь

 

Пластилин картон

 

Гуашь

 

Гуашь

Гуашь

 

 

Бумага фломастеры

 

Восковые мелки, акварель, блёстки.

 

 

Пластилин, бисер, пайетки.

 

 

Гуашь по фону

 

 

Гуашь, заготовки чайников и чашек

Фломастеры, заготовки нарядов

 

Витражные краски и контуры

Витражные краски и контуры

 

Пастель

Цветная бумага, картон, фольга, клей, ножницы, журналы

 

Акварель, фломастеры, блестки

Фломастеры

 

Пастель

 

Гуашь

 

Гуашь

 

 

Коряга, фломастеры, ножницы, гуашь

Пальчиковые краски, ручки с блестками, фломастеры

 

Восковые мелки, акварель, блестки

 

Пастель

 

 

Стеклянная бутылка, контуры по стеклу, клей, пайетки, пластилин

 

 

Акварель, фломастеры

 

 

 

Цветная бумага, клей, ножницы, блестки

 

акварель

 

Пастель

Коробки, скотч, клей, бумага, фломастеры

 

 

Полоски бумаги, клей, ножницы

 

Гофрированный картон, клей, ножницы

Гуашь по цветному картону

 

Фломастеры, акварель

 

 

Фломастеры

Ручки, фломастеры, блестки

Ручки, фломастеры, блестки

 

Гуашь

Восковые мелки, акварель, блестки

 

Акварель, гуашь

 

 

Гуашь

 

 

Ткань х/б, восковые мелки, акварель

 

Тушь

 

 

Соленое тесто, акварель

 

Заготовки тарелочки, гуашь, пластилин, блестки

 

восковые мелки, акварель

пластилин

акварель, фломастеры

пастель, тушь

 

пластилин

 

 

восковые мелки, акварель

ветка с почками, пластилин

акварель

восковые мелки

фломастеры

 

цветная бумага, картон, клей

акварель, тушь

 

 

цветная бумага

тушь

 

 

заготовки нотного стана, фломастеры, цветные ручки

 

гуашь, заготовки матрешек

гуашь

восковые мелки, акварель

 

пастель

 

акварель, нитки, ватман

гуашь, цветная бумага и картон

Диагностика.

 

Цвета яркие и высветлённые,

звуки низкие и высокие .

 

Песни об осени

 

Музыкальные произведения об осени, музыкальные ритмические движения.

Музыкальные следы.

 

Песни про куклу с мишкой

Песни об игрушках

Разучивание песни.

 

Музыка Римского-Корсакова.


Украшения художественные и музыкальные (форшлаг и мордент)

Длительности в музыке( нота целая, четверти, восьмые)

 

Знакомство с художественными и музыкальными стилями

 

Отрывки из музыкальной сказки « Бременские музыканты»

 

Разучивание песни « Бабочка» по нотам

 

 

 

Музыкальные произведения на тему осени

Игра на народных инструментах

 

 

 

Песня « клоун», музыкальные ритмические движения

Музыкальный и художественный портрет.

 

Холодные цвета- холодные звуки, тональности

Теплые цвета- Теплые  звуки, тональности

Композиторы-классики- Бородин, Римский-Корсаков

Музыкальные следы, мажор, ноты

 

 

Стравинский. «Жар-птица»

 

 

Разучивание песни, рисование портрета

 

Разучивание песни

 

 

 

 

 

Струве « Колобок»-разучивание

 

 

 

Слушание  инструментальных романтических произведений –Крутой

Песня «Синяя птица» из музыкального спектакля.

Слушание музыки о зиме

Песни « Родина», «Что нам стоит дом построить!» , макет  дома моей мечты из бросового материала.

 

Продолжаем разучивать песни

 

 

 

Кружева музыкальные мелодические, мелодическое развитие

Ноты, скрипичный ключ

 

 

Изучение нотной грамоты

Пение по нотам

 

 

Аудио-сказка

 

Песня «Солнце»

Песни « Волшебник-недоучка»,

 « Где водятся волшебники?»

Мусоргский « Баба-Яга»

 

Контраст теплых и холодных оттенков, динамические оттенки

 ( тихо-громко)

 

Волшебные мелодии

 

 

Песни о растениях и животных

 

Колокольный звон, игра на колокольчиках

 

Песни о маме, игра на музыкальных инструментах

 

 

 

Музыка о весне, песня

 « ЛАСТОЧКА»

Народные песни. Попевки

Песни про зверей, игра на музыкальные интервалы

Песни « Мой щенок», «Пропала собака»

Игры и песни про детенышей животных, игра на музыкальных инструментах

Музыка весны, журчание ручьев

 

Музыка весны

 

 

Песня « Облака- белогривые лошадки»

Песни о березе, клене, елочке, дубе и др.

 

 

 

Японская музыка

 

Музыкальные длительности

 

 

 

Музыкальные вариации

Натюрморт, оркестр из кастрюль

Песня « прадедушка»

 

Рисование с натуры, разучивание песни по нотам в сопровождении аккомпонемента

Коллективное панно. Песни о лете из мультфильмов

Слушание музыки о лете- Вивальди, Чайковский

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учащихся начальных классов

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»

 

 

Автор программы:

Мазина Ирина Борисовна

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

 

 

 

Великий Новгород

                                                                           2011г.      

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Учебно-тематическое планирование и содержание учебных тем…….....9

1 год обучения……………………………………………………………9

2 год обучения…………………………………….…………………… .11

3 год обучения………………………………………………………… . 14

4 год обучения………………………………………………………… . 16

Методическое и материально-техническое обеспечение программы…..18

Примерный репертуар……………………………………………………….20

Список литературы. …………………………………………………………21

Приложения………………………………………………………………......24

Алгоритм организации совместных действий учреждения, семьи и социума в рамках программы………………………………………….24 

Сценарий музыкальной сказки «Репка» с музыкальной фонограммой на         CD диске……………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Музыкальная театрализация» является инновационной программой внеурочной деятельности для общеобразовательной школы и связана с предметом «Музыка», как неотъемлемая  часть Базисного учебного плана Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС). Предмет «Музыка» представлен в Базисном учебном плане ФГОС как предмет обязательной предметной области «Искусство», на который отводится 1 час в неделю, всего 136 часов за 4 учебных года. Таким образом, непрерывность и преемственность музыкального образования в начальной школе обеспечивается занятиями по программе «Музыкальная театрализация» во внеурочной деятельности (вторая половина дня), как  углубление и продолжение базовых уроков.

 Актуальность и новизна в том, что программа разработана на основе авторского материала,  многолетнего опыта работы автора с младшими школьниками по музыкальной театрализации,  оформлена в соответствии с требованиями ФГОС 2010 года (далее – Стандарт) и в связи с отсутствием современных государственных программ внеурочной деятельности учащихся художественного направления.

 Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. (1, с.5)   В связи с этим положением стандарта срок реализации данной программы внеурочной деятельности так же 4 года.  

 Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). (1, с.18)

 Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. (1, с.18)

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план Основной образовательной программы (далее – ООП) начального образования предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, на внеурочную деятельность.

Основные задачи реализации содержания предметов искусства в Стандарте заключаются в «развитии способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». (1, с.19)

Работа по данной программе - это процесс коллективный, где объединяются и синкретность видов искусств, и «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации». (1, с.13)

Программа «Музыкальная театрализация» духовно – нравственной направленности. Она опирается на народное творчество и этнопедагогику, имеет оздоровительный эффект и интегрирует все эти направления. Комплексно используются: театрализация плюс технология создания поли- художественной среды через использование разных видов искусств в музыкально-художественной деятельности. Интеграция в социум происходит благодаря развитию речи, жестов, мимики, эмоционального состояния, помогает социальной адаптации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется профильный лагерь.

Для развития потенциала обучающихся при поддержке родителей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы:

              - по вокалу;

             - по актерскому мастерству;

            - по оформлению спектакля (инструментальному, художественно-декоративному).

Родители по собственному желанию и личной инициативе могут быть задействованы при подготовке спектакля. Например: пошив костюмов, изготовление реквизита, художественное оформление спектакля и исполнение эпизодических ролей. 

Требования к условиям реализации

Программа реализуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам внеурочной деятельности ООП: «Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть  создание комфортной развивающей образовательной среды».(1, с.25)

А сама развивающая полихудожественная среда будет в свою очередь обеспечивать условия успешной реализации программы, т.е. «выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей» .(1, с.22)

Программа внеурочной деятельности по художественному творчеству для учащихся начальной школы основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур. (2, с.7)

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем мире.

Принцип коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детских общностях, детских коллективах различного типа, даёт ребёнку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает взаимодействие педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено и возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и приятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечения субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Программой  отводится год на изучение и воплощение культуры Новгородской области, а именно, прочитанные сказки Новгородского края разбираются, выделяются места, где воспевается красота родного края, а затем воплощаются в театрализованном представлении.

Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование собственных действий по отношению к Отечеству, которые стимулируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности. Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой музыкально-драматическому театру, хору, оркестру, ансамблю, объединениям художников-декораторов. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Означивание продуктов творческого проекта происходит через художественное образовательное событие (публичное представление спектакля или школьного  праздника) благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия (2, с.8).

Цель – формирование творческих способностей школьников  управления культурным пространством своего существования в процессе создания и презентации художественных произведений музыкальной театрализации.

Задачи:

- формирование вокальных и театральных навыков для раскрытия детям подлинного значения музыкально-сценического искусства как особой формы «отражения» духовности;

- обеспечение непроизвольного, естественного «вхождения»  учащихся в «музыкально-театральное поле» мира и радостного, творческого бытования в нём;

- развитие творческих способностей личности младшего школьника в области музыкально-театральной деятельности, владение голосом и телом как «инструментами» духовного самовыражения, сценическое мастерство – основа раскрытия внутреннего мира ребёнка;

- расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – групповая. Программа  рассчитана на вовлечение в музыкально-театральную деятельность всего класса. Учебно-тематический план в течение одного учебного года и всего срока обучения предполагает концентрический принцип построения. Это позволит вновь пришедшим детям быстро освоить пропущенный материал в процессе коллективной практической деятельности.

Наполняемость учебных  классов (групп) –  25 учащихся - выдержана в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года).

Отличительные особенности программы.

Нормативная база программы – новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года.

При составлении программы учтены положения Концепции художественного образования (2001) и рекомендации авторов новой серии брошюр «Работаем по новым стандартам» (Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество», М., 2011).

Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились работы Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии («Ребёнок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурин, М., 1993; и др.) 

При создании данной программы были учтены результаты исследований учёных в области теории методики и практики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, О. П. Радынова, С.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); теории музыкальной психологии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

Помимо углубления работы по формированию общей и музыкальной культуры, универсальных учебных действий, специальных музыкальных и театральных навыков - звукообразование, дикция, дыхание, музыкальная пластика, артикуляция, дыхание, жестикуляция, мимика и т.д., - доминирующим направлением учебной деятельности по данной программе является опора на главенствующее творческое начало, естественно выплёскивающееся в момент эмоционального воодушевления, связанного с удовлетворением от процесса постановки музыкального спектакля и означиванием продуктов творческой деятельности учащихся через публичные выступления театрального коллектива. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

   Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами, самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

   Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Важную роль в данном вопросе играет не только сама премьера, а оформление зала и изготовление декораций для сказок.

   Третий уровень результатов – получение учащимися самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учебного заведения, например демонстрация сказки для детей ближних дошкольных учреждений, детских домов и  приютов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно – тематическое планирование 1 года обучения

Тема занятия

Количество часов.

1

Звуковоспроизведение. Звуки природы.

5

2

Пение и дыхание. Дыхательная гимнастика.

10

3

Подражание птицам и зверям.

10

4

Что такое шум, тишина, Звуки пения?

5

5

Движения и пластика.

4

6

Движения под русскую народную музыку.

6

7

Представление сказки.

4

8

Репетиция музыкальных сказок

12

9

Происхождение народных инструментов.

1

10

Играем на народных инструментах.

5

11

Знаки препинания.

1

12

Говорим с выражением. Выразительно поём.

5

13

Творческие встречи.

2

14

Премьера музыкальной сказки.

2

1год

Итого:

72 часа

Содержание учебных тем и видов деятельности

первого года обучения

1.Первая песня человечества: подражание звукам природы. Подача сигналов друг другу. Как звучит восторг и печаль. Шум листвы, журчание ручья. Звуки громкие и тихие.

2. Элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой (начальные упражнения на парадоксальное дыхание и координацию с движением: «маятник», «насос», «лыжник» и др.). Голосовой аппарат. Что входит в понятие – голосовой аппарат. Певческое дыхание.  Правильное дыхание. Короткое и длинное дыхание. Опора. Цепное дыхание. Задержка дыхания. Ровное дыхание.

3. Распеваемся играя. Подражаем пению птиц. Крик чайки. Квакаем, мяукаем, рычим, скрипим, шипим. Упражнение «Кошка». Мы собаки ищейки. Шаман. Хохот великанов, хихиканье лилипутов. Запуск звука в космос. Пение на вдохе.

4. О чём шумят и молчат, говорят и поют люди? Звуки радости и звуки скорби. Что такое хор? Зачем люди поют в хоре? Дирижёр.

5.Что такое движения под музыку? Чем движения отличаются от движений под музыку? Пластика, скачки, прыжки, резкие и плавные движения.

6. Русский танец. Русская пляска. Танцевальные движения. Названия русских народных танцев. Присядка, дробь, хороводный шаг.

7. Мы любим и знаем сказку. Как звучит сказка? Можно ли озвучить сказку? Сказка с музыкой дружна, сказке музыка нужна.

8. Презентация сказки.  Обсуждение сказки. Распределение ролей. Хоровые сцены. Танцевальные номера. Сольные номера. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9. Русские народные инструменты.

10. Учимся играть на ложках, трещотках, дудочках, свистульках и играем в оркестре р. н. инструментов.

11.  Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний.

12. Пауза и её значение. Болтунья А. Барто и С. Прокофьева. Поём вопросом. Выражаем восторг. Музыкальное эхо.

13. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.

14.Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.

Учебно - тематическое планирование 2 года обучения

Темы занятий

Количество часов

1

Первая встреча с «Певческим полем» всего человечества

5

2.

Дыхательные упражнения. Распевания.

10

3.

Скороговорки. Народные прибаутки, попевки.   

4

4.

Какие бывают скороговорки? Поём попевки, прибаутки.

11

5.

Движения под музыку.

3

6.

Народный танец. Хоровод. Плясовая.

7

7.

Представление сказок.

3

8.

Репетиция музыкальных сказок.

13

9.

Новгородские народные музыкальные инструменты.

1

10.

Игра на музыкальных инструментах.

5

11.

Интонация.

3

12.

Музыкальная интонация.

3

13.

Творческие встречи.

2

14

Премьера музыкальной сказки.

2

2год

Итого

72

Всего за 2 года 144 часа.                                                                                           

 

Содержание деятельности второго года обучения.

1.Пение пленительное и ослепительное. Пение фальшивое и пугающее. Быстрое и медленное. Громкое и тихое. Весёлое и грустное.

2.Наш хор: шумит, молчит. Хор дышит, думает, говорит. Речетатив. Распевания восходящее. Распевания нисходящее. Гласные звуки. Согласные звуки. Распевания на легато. Распевания на стаккато. Распевание слогов.

3.Рассказы о народных песнях, попевках, прибаутках, размышления. В чём отличие песни от песенки. Что такое попевка? Рассказываем прибаутки.

4.Разучиваем народные песни и прибаутки: п.н. песенка «Та-та, два кота»,р.н.п. «Барашеньки - крутороженьки», «Скок – по Скок», «Дон – дон» и т.д. Что такое скороговорка. Зачем нужны скороговорки. Как правильно скороговорить? Расставляем ударения в скороговорке. Шутки – прибаутки. Кто кого перепоёт? Кто кого переговорит? Поём попевки с движениями. Попевки, скороговорки, прибаутки про животных. Мы играем и поём, шутим, весело живём.

5.Почему народ танцует? Что выражает танцор, какими движениями. Ноги сами в пляс идут.

6.Разучивание хороводного шага, (припадание, шаг с задержкой). Танцевальные дроби, притопывания, элементы плясовой. У каждого народа свой танец. Я притопну каблуком. В хороводе были мы. Русский перепляс. Плясовые наигрыши, смена движений.

7.Представление Новгородских сказок. Чтение сказок. Особенности Новгородской сказки.

8.Представление музыкальной сказки. Обсуждение сказки. Движения под музыку. Хоровые сцены.   Распределение ролей. Танцевальные номера. Сольные номера. Дуэт. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение, выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9.Музей «Музыкальных древностей» В. Поветкина.

10.Элементы игры на гуслях, ложках, бубенчиках, колокольчиках. Сольное исполнение. Дуэты и трио. Исполнения группами, ансамблями. Оркестр народных инструментов.

11.Речевые и музыкальные интонации. Различия и сходства. Поём и говорим интонации.

12.Певческая интонация. Интонация музыкальных  инструментов. Чистая интонация.

13. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.

 14.Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.

Учебно - тематическое планирование 3 года обучения.

Темы занятий

Количество часов

1

Почему и о чём поют мысли и чувства. Могут ли мысли и чувства звучать.

4

2

Распевание. Элементы хорового сольфеджио.

11

3

Что такое игровое сольфеджио?

2

4

Поём и играем по нотам.

10

5

Танцевальные движения. Хореография. Народный танец.

2

6

Полька, вальс, менуэт, полонез.

7

7

Что такое мюзикл? Представление мюзикла.

2

8

Репетиция мюзикла.

16

9

Музыкальные инструменты мюзикла.

2

10

Игра на музыкальных инструментах.

6

11

Мелодия – душа музыки.

1

12

Красивая мелодия. Выразительное пение.

5

13

Творческие встречи.

2

14

Премьера мюзикла.

2

3 год

Итого.

72

Всего за 3 года  216 часа.                                                                               

Содержание деятельности третьего года обучения.                                                                                                                   

  1. Воплощение звуков окружающего мира. Добрые и злые звуки. Поём радостно и грустно. Ласковое, нежное пение.
  2. Знакомимся с хоровым сольфеджио Г. Струве. Ручные знаки. Сколько знаков, столько звуков. По ступенькам вверх и вниз. Поём по руке дирижёра. Я дирижёр. Угадай песню по ручным знакам. Учимся играя. Игра «Цепочка». Что такое канон. Поём каноны.
  3. Нотная грамота. Играя, учим ноты.
  4. Разучим песню из трёх нот, споём и сыграем на фортепиано. Разучим песню из четырёх нот, споём и сыграем. Разучим песню из пяти нот и сыграем её. Музыкальный размер. Длительность. Фраза. Предложение. Диез. Бемоль. Бекар.
  5. Движения под музыку разного характера. Сценический танец.
  6. Разучим шаг польки. Вальсовый размер. Учимся вальсировать. Музыкальный размер полонеза. Шаг полонеза.  Поём песню « менуэт». Танцуем менуэт.
  7. Что такое мюзикл. Чем мюзикл отличается от музыкального спектакля.
  8. Представление мюзикла. Обсуждение. Герой, характер, музыкальное воплощение. Движения под музыку. Хоровые сцены. Пение по нотам.  Распределение ролей.  Танцевальные номера. Сольные номера. Пение по нотам. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.
  9. Какие музыкальные инструменты звучат в мюзикле? Способ передачи характеров героев.
  10.  Играем на фортепиано сольные номера. Играем мелодии хоровых сцен. Разучиваем оркестровую сцену. Играют трещотки. Соло ударных. Оркестровое тутти.
  11.  Что означает выражение «душевная мелодия».
  12.  Мелодия наших глаз. Мелодия улыбки. Праздничная мелодия. Мелодия настроения. Мелодия впечатления. Что такое выразительное пение?
  13.  Просмотр профессионального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.
  14.  Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.   

Учебно - тематическое планирование 4 года обучения.

 

Темы занятий

Количество часов.

1

Вокал, вокализ. Пение вокализов.

4

2

Вокальная работа.

4

3

Учебно – тренировачный материал.

4

4

Игровое сольфеджио.

10

5

Ритмический рисунок.

2

6

Определение и воспроизведение ритмического рисунка.

9

7

Опера. Представление оперы.

2

8

Распределение ролей. Хоровые сцены.

16

9

Разучивание оперных арий на фортепиано.

3

10

Инструментальное исполнение на фортепиано хоровых партий.

3

11

Выразительное вокальное исполнение.

5

12

Когда слово поёт.

6

13

Видеозапись оперных произведений.

2

14

Премьера оперы.

2

4 год

Итого

72

Всего  за 4 года 288 часов.                                                                          

Содержание деятельности четвёртого года обучения.

  1. Вокальные произведения лирического, драматического и патетического характера. Создание образа. Вокализ сольный. Вокализ хоровой.
  2. Вокал: изобразить, выразить, обезобразить, подражать.
  3.  Пение по нотам. Диезы, бемоли, бекары. Паузы. Длительности половинные, четвертные, восьмые.
  4. Интервалы – телеграммы. Диктант по ступенькам. Устойчивые ступени. Неустойчивые ступени. Поём аккорды. Поём и слушаем музыкальный оборот. Допоём мелодию. Угадаем лад. Заполним таблицу аккордов. Запишем цепочку из интервалов.
  5. Мы рисуем ритм.   Раскрасим ритмический рисунок.         Ритм ровный.         Ритм пунктирный.   Хлопаем. Топаем. Считаем. Стучим. Щёлкаем. Барабаним. Насвистываем.
  6. Опера – высшая ступень вокального искусства. Опера для детей.

8.  Представление оперы. Обсуждение. Герой, характер, музыкальное воплощение. Движения под музыку. Хоровые сцены. Пение по нотам.  Распределение ролей.  Танцевальные номера. Оперная ария. Пение по нотам. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9.   Арии героев разучим по нотам. Споём сольфеджио. Сыграем на фортепиано.

10.   Хоровые номера разучим по нотам. Споём сольфеджио. Сыграем на фортепиано.

11.  Вокал и крик. Вокал и возглас. Вокал – рассуждение. Вокалом одухотворить. Вокалом вознести.

12.  Вокал без знаков препинания. Вокальная интонация. Вопросительная интонация. Восклицательная интонация. Оперный речитатив. Вокальная виртуозность.

13. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» - видеозапись. Опера Моцарта «Волшебная флейта».

14. Первые зрители – родители, учителя, учащиеся. Напутствия перед премьерой.

 

Методическое и материально-техническое

обеспечение программы

Ресурсы внеурочной деятельности, в том числе  материально-технические:

Главные ресурсы заложены в самих детях. Ключевая задача педагога – воспитателя – понять этот потенциал. Значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог. Возможности обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способностями, опытом профессиональной деятельности. Личностно – профессиональная позиция педагога – это способ реализации его базовых ценностей в профессиональной деятельности и отношениях с воспитанниками.

  Способности педагога и уровень их развития. Способности традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой – либо деятельности. Для педагога желательно обладать способностями в той практической деятельности, куда он вводит своих воспитанников.

  Опыт работы педагога – воспитателя. Это наличие у него способов решения профессионально – педагогических задач. Наличие у педагога опыта внеурочной деятельности со школьниками позволяет ему ориентироваться в различных ситуациях. Факторами, обеспечивающими необходимый объём опыта, являются длительность выполнения соответствующих обязанностей.

   Помощники – это специалисты и педагоги учреждений образования, культуры, учителя и  наиболее активные, авторитетные учащиеся. Помощники могут содействовать организации занятий с учащимися.

   К реализации программы  должны быть привлечены следующие материально – технические ресурсы:

  • помещения (зал со сценой, репетиционные комнаты; учебные кабинеты);
  • оборудование для театральных постановок (декорации, театральный реквизит, костюмы);
  • фото и мультимедиа-аппаратура (фотоаппарат, видеокамера, телевизор, CD и  DVD записывающие устройства, мультимедиа-проекторы с экраном);
  • музыкальная аппаратура (синтезатор, микшерная консоль, активная двухполосная акустическая система, усилитель, комплект стоек, микрофоны, микрофонные стойки, разъёмы);
  • компьютерная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, программное обеспечение: запись вокальных и инструментальных партий и др.).

Социальный и профессиональный статус имеет особое значение при осуществлении программы. Степень доверия со стороны родителей, администрации ОУ, местного сообщества выступает в качестве своеобразного шлюза, который либо препятствует, либо содействует передаче финансовых, материальных ресурсов, активизирует добровольных помощников. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения (коллектива): настраивать общественное мнение, формировать «бренд». При наличии этого достаточного намёка – и затратная задача решается.     

Примерный репертуар.

1 год обучения :

 Музыкальная сказка «Репка». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи Г. Лагздынь, В. Шипуновой, стихотворение В. Стоянова «Кошка».

Распевочный материал.

2 год обучения:

Музыкальная сказка «Колобок». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи В. Шипуновой, Г. Лагздынь. В сказке используется песня Г. Струве «Колобок» и фонограмма песни про зайцев из кинофильма «Бриллиантовая рука» музыка А. Зацепина.

Разучиваются песни Мазиной И.Б. на стихи В. Иванова «Пожалейте обезъянку», «Соседи». «Осень» на стихи В. Крыловой.

3 год обучения:

Мюзикл «Теремок» музыка Мазиной И.Б. испольована р. н. песня в обработке О. Агафонникова «Теремок».

Раучиваются песни Мазиной И.Б. «Новгород» на стихи В. Крыловой.  «Гимн городу».

4 год обучения:

Опера «Незнайка ученик» музыка Мазиной И.Б. Используется песня Н.Островского «До, ре, ми..», б. н. песня «Два весёлых гуся», песня на английском языке My Bonnie.

Разучиваются песни Мазиной И.Б. «Сплетницы», «В гости к бабушке» на стихи В. Иванова.

         Рекомендуемая литература и другие источники для учителя:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – С.5,13,18,19,25.
  2. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /  Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М., Просвещение, 2011. –80с.  (Работаем по новым стандартам). – С.7,8,73,75.
  3. Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: Юж. – М., Рос. Гуманитар. Ин-т, 2002. 106 с.
  4. Бурнаева А.Н. Музыкально–пластический фундамент танца как поэтика стиха //Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: Межвуз. Сб. науч.тр., Вып. 3. - Саратов, 2008. С.23-26.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991. С.358-372.
  6. Генералова И.А. Театр: Пособие для дополнительного образования: методические рекомендации для учителя: 2-4 класс. - М., Изд-во Баласс, РАО, 2005. 160 с.
  7. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб, «Прайм-Еврознак», 2006. С. 11.
  8. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников в Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии. - М., Просвещение, 1991. С.144-146.         
  9. Ершова А. П. Актёрская грамота – подросткам: Программы, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях / А. П. Ершова. – М. , 1994-160с.  
  10. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура –   М.,1998-зз6с.
  11. Маранцман В.Г. Театр и школа //Литература в школе. – 1991-с15-17.
  12. Соловьянова О.Ю. Роль детского музыкального театра в вокальном обучении учащихся колледжа музыкально – театральных искусств.//Искусство в школе. – 2008 - №1-с74-77.
  13. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся.//Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса.- М.: Образование, 2009. Том 1.-с63-67.
  14. Театр студия «Дали» : Образовательные программы, игровые уроки, репертуар/ Составление А.Б. Никитина.- М.: ВЦХТ, 2001-с344.

15.Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы/СПб.: Издательство ДЕАН, 2001-с128. 

Рекомендуемые источники для детей и родителей:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СЩЮЗ.1997-с62.

2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: метод. Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.; Баласс; 2011-с383.

3. Добыш Г.Н. Звёзды русской сцены. М. 1992-с174.

4. Великович Э.И. Великие музыкальные имена.- СПб. –КОМПОЗИТОР. 2001-с192.

5. Прокопьев В.И. «Как стать певцом и сделать карьеру СПб. 2000.-с131.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРС

 

1.http://www.theater111.ru/stg-4.htm

2.http://www.razym.ru

3.http://www.diplomnic.ru

4.http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учащихся начальных классов

«МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ»

 

 

Автор программы:

Мазина Ирина Борисовна

Возраст обучающихся: 7 – 11 лет

Срок реализации программы: 4 года

 

 

 

 

 

Великий Новгород

                                                                           2011г.      

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка……………………………………………………..3

Учебно-тематическое планирование и содержание учебных тем…….....9

1 год обучения……………………………………………………………9

2 год обучения…………………………………….…………………… .11

3 год обучения………………………………………………………… . 14

4 год обучения………………………………………………………… . 16

Методическое и материально-техническое обеспечение программы…..18

Примерный репертуар……………………………………………………….20

Список литературы. …………………………………………………………21

Приложения………………………………………………………………......24

Алгоритм организации совместных действий учреждения, семьи и социума в рамках программы………………………………………….24 

Сценарий музыкальной сказки «Репка» с музыкальной фонограммой на         CD диске……………………………………………………………………27

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Образовательная программа «Музыкальная театрализация» является инновационной программой внеурочной деятельности для общеобразовательной школы и связана с предметом «Музыка», как неотъемлемая  часть Базисного учебного плана Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения (далее ФГОС). Предмет «Музыка» представлен в Базисном учебном плане ФГОС как предмет обязательной предметной области «Искусство», на который отводится 1 час в неделю, всего 136 часов за 4 учебных года. Таким образом, непрерывность и преемственность музыкального образования в начальной школе обеспечивается занятиями по программе «Музыкальная театрализация» во внеурочной деятельности (вторая половина дня), как  углубление и продолжение базовых уроков.

 Актуальность и новизна в том, что программа разработана на основе авторского материала,  многолетнего опыта работы автора с младшими школьниками по музыкальной театрализации,  оформлена в соответствии с требованиями ФГОС 2010 года (далее – Стандарт) и в связи с отсутствием современных государственных программ внеурочной деятельности учащихся художественного направления.

 Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет четыре года. (1, с.5)   В связи с этим положением стандарта срок реализации данной программы внеурочной деятельности так же 4 года.  

 Учебный план начального общего образования (далее – учебный план) обеспечивает введение в действие и реализацию требований Стандарта, определяет общий объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения). (1, с.18)

 Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение. (1, с.18)

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся учебный план Основной образовательной программы (далее – ООП) начального образования предусматривает время на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных обязательных учебных предметов, на внеурочную деятельность.

Основные задачи реализации содержания предметов искусства в Стандарте заключаются в «развитии способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». (1, с.19)

Работа по данной программе - это процесс коллективный, где объединяются и синкретность видов искусств, и «использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально- пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации». (1, с.13)

Программа «Музыкальная театрализация» духовно – нравственной направленности. Она опирается на народное творчество и этнопедагогику, имеет оздоровительный эффект и интегрирует все эти направления. Комплексно используются: театрализация плюс технология создания поли- художественной среды через использование разных видов искусств в музыкально-художественной деятельности. Интеграция в социум происходит благодаря развитию речи, жестов, мимики, эмоционального состояния, помогает социальной адаптации.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности организуется профильный лагерь.

Для развития потенциала обучающихся при поддержке родителей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы:

              - по вокалу;

             - по актерскому мастерству;

            - по оформлению спектакля (инструментальному, художественно-декоративному).

Родители по собственному желанию и личной инициативе могут быть задействованы при подготовке спектакля. Например: пошив костюмов, изготовление реквизита, художественное оформление спектакля и исполнение эпизодических ролей. 

Требования к условиям реализации

Программа реализуется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к программам внеурочной деятельности ООП: «Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть  создание комфортной развивающей образовательной среды».(1, с.25)

А сама развивающая полихудожественная среда будет в свою очередь обеспечивать условия успешной реализации программы, т.е. «выявления и развития способностей обучающихся через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей» .(1, с.22)

Программа внеурочной деятельности по художественному творчеству для учащихся начальной школы основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур. (2, с.7)

Принцип природосообразности предполагает, что процесс художественного творчества школьников должен основываться на понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, воспитывать школьника сообразно полу и возрасту, а также формировать у него ответственность за развитие самого себя.

Принцип культуросообразности предполагает, что художественное творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур, специфическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям. Необходимо, чтобы художественное творчество помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом, в сфере искусства, в окружающем мире.

Принцип коллективности применительно к художественному творчеству предполагает, что художественное воспитание и образование, осуществляясь в детских общностях, детских коллективах различного типа, даёт ребёнку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими, может создавать условия для позитивно направленных самопознания, эстетического самоопределения, художественно-творческой самореализации.

Принцип диалогичности предполагает взаимодействие педагога и учащихся в художественной деятельности, содержанием которого являются обмен эстетическими ценностями, а также совместное продуцирование художественных ценностей. Диалогичность воспитания не предполагает равенства между педагогом и школьником. Это обусловлено и возрастными различиями, неодинаковостью жизненного опыта, асимметричностью социальных ролей. Но диалогичность требует не столько равенства, сколько искренности и взаимного понимания, признания и приятия.

Принцип патриотической направленности предусматривает обеспечения субъективной значимости для школьников идентификации себя с Россией, российской культурой, природой родного края. Программой  отводится год на изучение и воплощение культуры Новгородской области, а именно, прочитанные сказки Новгородского края разбираются, выделяются места, где воспевается красота родного края, а затем воплощаются в театрализованном представлении.

Реализация принципа патриотической направленности в программе предполагает использование собственных действий по отношению к Отечеству, которые стимулируют субъекта на действия, приносящие благо Отечеству.

Принцип проектности предполагает последовательную ориентацию всей деятельности. Художественные проекты школьников реализуются в обстановке, близкой музыкально-драматическому театру, хору, оркестру, ансамблю, объединениям художников-декораторов. Проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными. Означивание продуктов творческого проекта происходит через художественное образовательное событие (публичное представление спектакля или школьного  праздника) благодаря следующим ценностным аспектам: эстетизм, ориентированность на область художественной деятельности людей; приоритет чувственного восприятия окружающего мира; нравственная доминанта – соответствие нравственным началам добра, справедливости, милосердия (2, с.8).

Цель – формирование творческих способностей школьников  управления культурным пространством своего существования в процессе создания и презентации художественных произведений музыкальной театрализации.

Задачи:

- формирование вокальных и театральных навыков для раскрытия детям подлинного значения музыкально-сценического искусства как особой формы «отражения» духовности;

- обеспечение непроизвольного, естественного «вхождения»  учащихся в «музыкально-театральное поле» мира и радостного, творческого бытования в нём;

- развитие творческих способностей личности младшего школьника в области музыкально-театральной деятельности, владение голосом и телом как «инструментами» духовного самовыражения, сценическое мастерство – основа раскрытия внутреннего мира ребёнка;

- расширение общего и художественного кругозора, общей и специальной культуры, обогащение эстетических чувств и развитие художественного вкуса.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся два раза в неделю. Форма занятий – групповая. Программа  рассчитана на вовлечение в музыкально-театральную деятельность всего класса. Учебно-тематический план в течение одного учебного года и всего срока обучения предполагает концентрический принцип построения. Это позволит вновь пришедшим детям быстро освоить пропущенный материал в процессе коллективной практической деятельности.

Наполняемость учебных  классов (групп) –  25 учащихся - выдержана в соответствии с Санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 (зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 года).

Отличительные особенности программы.

Нормативная база программы – новый Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования 2010 года.

При составлении программы учтены положения Концепции художественного образования (2001) и рекомендации авторов новой серии брошюр «Работаем по новым стандартам» (Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов «Программы внеурочной деятельности: Художественное творчество», М., 2011).

Методологической основой формирования концептуальных основ данной программы явились работы Л.С. Выготского по культурно-исторической психологии («Ребёнок и его поведение» из книги «Этюды по истории поведения» Л.С. Выготского и А.Р. Лурин, М., 1993; и др.) 

При создании данной программы были учтены результаты исследований учёных в области теории методики и практики музыкального образования (Ю.Б. Алиев, Л.А. Безбородова, О. П. Радынова, С.В. Николаева, Г.М. Цыпин, Л.В. Школяр и др.); теории музыкальной психологии (М.Л. Лазарев, В.И. Петрушин и др.).

Помимо углубления работы по формированию общей и музыкальной культуры, универсальных учебных действий, специальных музыкальных и театральных навыков - звукообразование, дикция, дыхание, музыкальная пластика, артикуляция, дыхание, жестикуляция, мимика и т.д., - доминирующим направлением учебной деятельности по данной программе является опора на главенствующее творческое начало, естественно выплёскивающееся в момент эмоционального воодушевления, связанного с удовлетворением от процесса постановки музыкального спектакля и означиванием продуктов творческой деятельности учащихся через публичные выступления театрального коллектива. 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности учащихся в сфере художественного творчества распределяются по трём уровням.

   Первый уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством; овладение способами, самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

   Второй уровень результатов – получение учащимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Важную роль в данном вопросе играет не только сама премьера, а оформление зала и изготовление декораций для сказок.

   Третий уровень результатов – получение учащимися самостоятельного общественного действия. Особое значение имеет взаимодействие с социальными субъектами за пределами учебного заведения, например демонстрация сказки для детей ближних дошкольных учреждений, детских домов и  приютов.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,

 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ТЕМ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно – тематическое планирование 1 года обучения

Тема занятия

Количество часов.

1

Звуковоспроизведение. Звуки природы.

5

2

Пение и дыхание. Дыхательная гимнастика.

10

3

Подражание птицам и зверям.

10

4

Что такое шум, тишина, Звуки пения?

5

5

Движения и пластика.

4

6

Движения под русскую народную музыку.

6

7

Представление сказки.

4

8

Репетиция музыкальных сказок

12

9

Происхождение народных инструментов.

1

10

Играем на народных инструментах.

5

11

Знаки препинания.

1

12

Говорим с выражением. Выразительно поём.

5

13

Творческие встречи.

2

14

Премьера музыкальной сказки.

2

1год

Итого:

72 часа

Содержание учебных тем и видов деятельности

первого года обучения

1.Первая песня человечества: подражание звукам природы. Подача сигналов друг другу. Как звучит восторг и печаль. Шум листвы, журчание ручья. Звуки громкие и тихие.

2. Элементы дыхательной гимнастики А.Н.Стрельниковой (начальные упражнения на парадоксальное дыхание и координацию с движением: «маятник», «насос», «лыжник» и др.). Голосовой аппарат. Что входит в понятие – голосовой аппарат. Певческое дыхание.  Правильное дыхание. Короткое и длинное дыхание. Опора. Цепное дыхание. Задержка дыхания. Ровное дыхание.

3. Распеваемся играя. Подражаем пению птиц. Крик чайки. Квакаем, мяукаем, рычим, скрипим, шипим. Упражнение «Кошка». Мы собаки ищейки. Шаман. Хохот великанов, хихиканье лилипутов. Запуск звука в космос. Пение на вдохе.

4. О чём шумят и молчат, говорят и поют люди? Звуки радости и звуки скорби. Что такое хор? Зачем люди поют в хоре? Дирижёр.

5.Что такое движения под музыку? Чем движения отличаются от движений под музыку? Пластика, скачки, прыжки, резкие и плавные движения.

6. Русский танец. Русская пляска. Танцевальные движения. Названия русских народных танцев. Присядка, дробь, хороводный шаг.

7. Мы любим и знаем сказку. Как звучит сказка? Можно ли озвучить сказку? Сказка с музыкой дружна, сказке музыка нужна.

8. Презентация сказки.  Обсуждение сказки. Распределение ролей. Хоровые сцены. Танцевальные номера. Сольные номера. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9. Русские народные инструменты.

10. Учимся играть на ложках, трещотках, дудочках, свистульках и играем в оркестре р. н. инструментов.

11.  Воплощение звуков окружающего мира и собственных душевных состояний.

12. Пауза и её значение. Болтунья А. Барто и С. Прокофьева. Поём вопросом. Выражаем восторг. Музыкальное эхо.

13. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.

14.Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.

Учебно - тематическое планирование 2 года обучения

Темы занятий

Количество часов

1

Первая встреча с «Певческим полем» всего человечества

5

2.

Дыхательные упражнения. Распевания.

10

3.

Скороговорки. Народные прибаутки, попевки.   

4

4.

Какие бывают скороговорки? Поём попевки, прибаутки.

11

5.

Движения под музыку.

3

6.

Народный танец. Хоровод. Плясовая.

7

7.

Представление сказок.

3

8.

Репетиция музыкальных сказок.

13

9.

Новгородские народные музыкальные инструменты.

1

10.

Игра на музыкальных инструментах.

5

11.

Интонация.

3

12.

Музыкальная интонация.

3

13.

Творческие встречи.

2

14

Премьера музыкальной сказки.

2

2год

Итого

72

Всего за 2 года 144 часа.                                                                                           

 

Содержание деятельности второго года обучения.

1.Пение пленительное и ослепительное. Пение фальшивое и пугающее. Быстрое и медленное. Громкое и тихое. Весёлое и грустное.

2.Наш хор: шумит, молчит. Хор дышит, думает, говорит. Речетатив. Распевания восходящее. Распевания нисходящее. Гласные звуки. Согласные звуки. Распевания на легато. Распевания на стаккато. Распевание слогов.

3.Рассказы о народных песнях, попевках, прибаутках, размышления. В чём отличие песни от песенки. Что такое попевка? Рассказываем прибаутки.

4.Разучиваем народные песни и прибаутки: п.н. песенка «Та-та, два кота»,р.н.п. «Барашеньки - крутороженьки», «Скок – по Скок», «Дон – дон» и т.д. Что такое скороговорка. Зачем нужны скороговорки. Как правильно скороговорить? Расставляем ударения в скороговорке. Шутки – прибаутки. Кто кого перепоёт? Кто кого переговорит? Поём попевки с движениями. Попевки, скороговорки, прибаутки про животных. Мы играем и поём, шутим, весело живём.

5.Почему народ танцует? Что выражает танцор, какими движениями. Ноги сами в пляс идут.

6.Разучивание хороводного шага, (припадание, шаг с задержкой). Танцевальные дроби, притопывания, элементы плясовой. У каждого народа свой танец. Я притопну каблуком. В хороводе были мы. Русский перепляс. Плясовые наигрыши, смена движений.

7.Представление Новгородских сказок. Чтение сказок. Особенности Новгородской сказки.

8.Представление музыкальной сказки. Обсуждение сказки. Движения под музыку. Хоровые сцены.   Распределение ролей. Танцевальные номера. Сольные номера. Дуэт. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение, выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9.Музей «Музыкальных древностей» В. Поветкина.

10.Элементы игры на гуслях, ложках, бубенчиках, колокольчиках. Сольное исполнение. Дуэты и трио. Исполнения группами, ансамблями. Оркестр народных инструментов.

11.Речевые и музыкальные интонации. Различия и сходства. Поём и говорим интонации.

12.Певческая интонация. Интонация музыкальных  инструментов. Чистая интонация.

13. Просмотр профессионального музыкального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.

 14.Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.

Учебно - тематическое планирование 3 года обучения.

Темы занятий

Количество часов

1

Почему и о чём поют мысли и чувства. Могут ли мысли и чувства звучать.

4

2

Распевание. Элементы хорового сольфеджио.

11

3

Что такое игровое сольфеджио?

2

4

Поём и играем по нотам.

10

5

Танцевальные движения. Хореография. Народный танец.

2

6

Полька, вальс, менуэт, полонез.

7

7

Что такое мюзикл? Представление мюзикла.

2

8

Репетиция мюзикла.

16

9

Музыкальные инструменты мюзикла.

2

10

Игра на музыкальных инструментах.

6

11

Мелодия – душа музыки.

1

12

Красивая мелодия. Выразительное пение.

5

13

Творческие встречи.

2

14

Премьера мюзикла.

2

3 год

Итого.

72

Всего за 3 года  216 часа.                                                                               

Содержание деятельности третьего года обучения.                                                                                                                   

  1. Воплощение звуков окружающего мира. Добрые и злые звуки. Поём радостно и грустно. Ласковое, нежное пение.
  2. Знакомимся с хоровым сольфеджио Г. Струве. Ручные знаки. Сколько знаков, столько звуков. По ступенькам вверх и вниз. Поём по руке дирижёра. Я дирижёр. Угадай песню по ручным знакам. Учимся играя. Игра «Цепочка». Что такое канон. Поём каноны.
  3. Нотная грамота. Играя, учим ноты.
  4. Разучим песню из трёх нот, споём и сыграем на фортепиано. Разучим песню из четырёх нот, споём и сыграем. Разучим песню из пяти нот и сыграем её. Музыкальный размер. Длительность. Фраза. Предложение. Диез. Бемоль. Бекар.
  5. Движения под музыку разного характера. Сценический танец.
  6. Разучим шаг польки. Вальсовый размер. Учимся вальсировать. Музыкальный размер полонеза. Шаг полонеза.  Поём песню « менуэт». Танцуем менуэт.
  7. Что такое мюзикл. Чем мюзикл отличается от музыкального спектакля.
  8. Представление мюзикла. Обсуждение. Герой, характер, музыкальное воплощение. Движения под музыку. Хоровые сцены. Пение по нотам.  Распределение ролей.  Танцевальные номера. Сольные номера. Пение по нотам. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.
  9. Какие музыкальные инструменты звучат в мюзикле? Способ передачи характеров героев.
  10.  Играем на фортепиано сольные номера. Играем мелодии хоровых сцен. Разучиваем оркестровую сцену. Играют трещотки. Соло ударных. Оркестровое тутти.
  11.  Что означает выражение «душевная мелодия».
  12.  Мелодия наших глаз. Мелодия улыбки. Праздничная мелодия. Мелодия настроения. Мелодия впечатления. Что такое выразительное пение?
  13.  Просмотр профессионального спектакля. Творческие встречи с артистами профессионалами.
  14.  Первые зрители – родители, учителя, учащиеся.  Напутствия перед премьерой.   

Учебно - тематическое планирование 4 года обучения.

 

Темы занятий

Количество часов.

1

Вокал, вокализ. Пение вокализов.

4

2

Вокальная работа.

4

3

Учебно – тренировачный материал.

4

4

Игровое сольфеджио.

10

5

Ритмический рисунок.

2

6

Определение и воспроизведение ритмического рисунка.

9

7

Опера. Представление оперы.

2

8

Распределение ролей. Хоровые сцены.

16

9

Разучивание оперных арий на фортепиано.

3

10

Инструментальное исполнение на фортепиано хоровых партий.

3

11

Выразительное вокальное исполнение.

5

12

Когда слово поёт.

6

13

Видеозапись оперных произведений.

2

14

Премьера оперы.

2

4 год

Итого

72

Всего  за 4 года 288 часов.                                                                          

Содержание деятельности четвёртого года обучения.

  1. Вокальные произведения лирического, драматического и патетического характера. Создание образа. Вокализ сольный. Вокализ хоровой.
  2. Вокал: изобразить, выразить, обезобразить, подражать.
  3.  Пение по нотам. Диезы, бемоли, бекары. Паузы. Длительности половинные, четвертные, восьмые.
  4. Интервалы – телеграммы. Диктант по ступенькам. Устойчивые ступени. Неустойчивые ступени. Поём аккорды. Поём и слушаем музыкальный оборот. Допоём мелодию. Угадаем лад. Заполним таблицу аккордов. Запишем цепочку из интервалов.
  5. Мы рисуем ритм.   Раскрасим ритмический рисунок.         Ритм ровный.         Ритм пунктирный.   Хлопаем. Топаем. Считаем. Стучим. Щёлкаем. Барабаним. Насвистываем.
  6. Опера – высшая ступень вокального искусства. Опера для детей.

8.  Представление оперы. Обсуждение. Герой, характер, музыкальное воплощение. Движения под музыку. Хоровые сцены. Пение по нотам.  Распределение ролей.  Танцевальные номера. Оперная ария. Пение по нотам. Вступление. Заключительная сцена. Выразительное пение. Выразительное движение. Содействие всех актёров. Согласованность действий.

9.   Арии героев разучим по нотам. Споём сольфеджио. Сыграем на фортепиано.

10.   Хоровые номера разучим по нотам. Споём сольфеджио. Сыграем на фортепиано.

11.  Вокал и крик. Вокал и возглас. Вокал – рассуждение. Вокалом одухотворить. Вокалом вознести.

12.  Вокал без знаков препинания. Вокальная интонация. Вопросительная интонация. Восклицательная интонация. Оперный речитатив. Вокальная виртуозность.

13. Опера Римского-Корсакова «Снегурочка» - видеозапись. Опера Моцарта «Волшебная флейта».

14. Первые зрители – родители, учителя, учащиеся. Напутствия перед премьерой.

 

Методическое и материально-техническое

обеспечение программы

Ресурсы внеурочной деятельности, в том числе  материально-технические:

Главные ресурсы заложены в самих детях. Ключевая задача педагога – воспитателя – понять этот потенциал. Значимым обладателем ресурсов для реализации программы является сам педагог. Возможности обеспечиваются его личностно-профессиональной позицией, способностями, опытом профессиональной деятельности. Личностно – профессиональная позиция педагога – это способ реализации его базовых ценностей в профессиональной деятельности и отношениях с воспитанниками.

  Способности педагога и уровень их развития. Способности традиционно понимаются как свойства, определяющие успешность какой – либо деятельности. Для педагога желательно обладать способностями в той практической деятельности, куда он вводит своих воспитанников.

  Опыт работы педагога – воспитателя. Это наличие у него способов решения профессионально – педагогических задач. Наличие у педагога опыта внеурочной деятельности со школьниками позволяет ему ориентироваться в различных ситуациях. Факторами, обеспечивающими необходимый объём опыта, являются длительность выполнения соответствующих обязанностей.

   Помощники – это специалисты и педагоги учреждений образования, культуры, учителя и  наиболее активные, авторитетные учащиеся. Помощники могут содействовать организации занятий с учащимися.

   К реализации программы  должны быть привлечены следующие материально – технические ресурсы:

  • помещения (зал со сценой, репетиционные комнаты; учебные кабинеты);
  • оборудование для театральных постановок (декорации, театральный реквизит, костюмы);
  • фото и мультимедиа-аппаратура (фотоаппарат, видеокамера, телевизор, CD и  DVD записывающие устройства, мультимедиа-проекторы с экраном);
  • музыкальная аппаратура (синтезатор, микшерная консоль, активная двухполосная акустическая система, усилитель, комплект стоек, микрофоны, микрофонные стойки, разъёмы);
  • компьютерная техника, программное обеспечение (компьютеры, сканеры, принтеры, программное обеспечение: запись вокальных и инструментальных партий и др.).

Социальный и профессиональный статус имеет особое значение при осуществлении программы. Степень доверия со стороны родителей, администрации ОУ, местного сообщества выступает в качестве своеобразного шлюза, который либо препятствует, либо содействует передаче финансовых, материальных ресурсов, активизирует добровольных помощников. Следует подчеркнуть необходимость целенаправленной рекламы работы детского объединения (коллектива): настраивать общественное мнение, формировать «бренд». При наличии этого достаточного намёка – и затратная задача решается.     

Примерный репертуар.

1 год обучения :

 Музыкальная сказка «Репка». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи Г. Лагздынь, В. Шипуновой, стихотворение В. Стоянова «Кошка».

Распевочный материал.

2 год обучения:

Музыкальная сказка «Колобок». Автор музыки Мазина И.Б. на стихи В. Шипуновой, Г. Лагздынь. В сказке используется песня Г. Струве «Колобок» и фонограмма песни про зайцев из кинофильма «Бриллиантовая рука» музыка А. Зацепина.

Разучиваются песни Мазиной И.Б. на стихи В. Иванова «Пожалейте обезъянку», «Соседи». «Осень» на стихи В. Крыловой.

3 год обучения:

Мюзикл «Теремок» музыка Мазиной И.Б. испольована р. н. песня в обработке О. Агафонникова «Теремок».

Раучиваются песни Мазиной И.Б. «Новгород» на стихи В. Крыловой.  «Гимн городу».

4 год обучения:

Опера «Незнайка ученик» музыка Мазиной И.Б. Используется песня Н.Островского «До, ре, ми..», б. н. песня «Два весёлых гуся», песня на английском языке My Bonnie.

Разучиваются песни Мазиной И.Б. «Сплетницы», «В гости к бабушке» на стихи В. Иванова.

         Рекомендуемая литература и другие источники для учителя:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010. – С.5,13,18,19,25.
  2. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений /  Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. - М., Просвещение, 2011. –80с.  (Работаем по новым стандартам). – С.7,8,73,75.
  3. Андреева И.М. Театральность в культуре. Ростов-на-Дону: Юж. – М., Рос. Гуманитар. Ин-т, 2002. 106 с.
  4. Бурнаева А.Н. Музыкально–пластический фундамент танца как поэтика стиха //Педагогика искусства: вопросы истории, теории и методики: Межвуз. Сб. науч.тр., Вып. 3. - Саратов, 2008. С.23-26.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., Педагогика, 1991. С.358-372.
  6. Генералова И.А. Театр: Пособие для дополнительного образования: методические рекомендации для учителя: 2-4 класс. - М., Изд-во Баласс, РАО, 2005. 160 с.
  7. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб, «Прайм-Еврознак», 2006. С. 11.
  8. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников в Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии. - М., Просвещение, 1991. С.144-146.         
  9. Ершова А. П. Актёрская грамота – подросткам: Программы, советы и разъяснения по четырёхлетнему курсу обучения в театральных школах, классах, студиях / А. П. Ершова. – М. , 1994-160с.  
  10. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура –   М.,1998-зз6с.
  11. Маранцман В.Г. Театр и школа //Литература в школе. – 1991-с15-17.
  12. Соловьянова О.Ю. Роль детского музыкального театра в вокальном обучении учащихся колледжа музыкально – театральных искусств.//Искусство в школе. – 2008 - №1-с74-77.
  13. Соловьянова О.Ю. Музыкально-театральная деятельность как условие интенсификации вокального развития учащихся.//Музыкальное образование: научный поиск в решении актуальных проблем учебного процесса.- М.: Образование, 2009. Том 1.-с63-67.
  14. Театр студия «Дали» : Образовательные программы, игровые уроки, репертуар/ Составление А.Б. Никитина.- М.: ВЦХТ, 2001-с344.

15.Юшманов В.И. Вокальная техника и её парадоксы/СПб.: Издательство ДЕАН, 2001-с128. 

Рекомендуемые источники для детей и родителей:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СЩЮЗ.1997-с62.

2. Куревина О.А., Селезнёва Г.Е. Путешествие в прекрасное: метод. Рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.; Баласс; 2011-с383.

3. Добыш Г.Н. Звёзды русской сцены. М. 1992-с174.

4. Великович Э.И. Великие музыкальные имена.- СПб. –КОМПОЗИТОР. 2001-с192.

5. Прокопьев В.И. «Как стать певцом и сделать карьеру СПб. 2000.-с131.

ИНТЕРНЕТ - РЕСУРС

 

1.http://www.theater111.ru/stg-4.htm

2.http://www.razym.ru

3.http://www.diplomnic.ru

4.http://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© mabarano

Бесплатный хостинг uCoz